Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ В МУЗЕЙ
rbt

«По дорогам Клетского плацдарма»

В рамках патриотического воспитания молодежи на протяжении многих лет сотрудниками музея истории донских казаков ведется работа с детьми и подростками Клетского района. Это тематические выставки, экскурсии, интерактивные мероприятия. Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков.

С целью создания атмосферы сопереживания в ходе мероприятия используются военные реликвии — патефон, с которого звучат песни военных лет, фрагменты документальных фильмов. Все это придает особую эмоциональность и вызывает живой отклик ребят.

18 ноября,  в рамках 79-й годовщины освобождения станицы Клетской от немецко-фашистских  захватчиков для учащихся 2 класса сотрудниками музея был проведен интерактивный урок, в ходе которого ребята узнали о проявленных подвигах наших солдат в годы Великой Отечественной войны.  Увидели портреты наших земляков, призванных на фронт в 1941 году, фотографии девушек-зенитчиц, героев, совершивших подвиг на Клетском плацдарме, сотни экспонатов, которые свидетельствуют о мужестве нашего народа, наших земляков. Глядя на них, дети узнали о том, какой ценой досталась Победа советскому народу, о воинах — клетчанах и жителях района, которые защищали нашу землю . Активно участвовали в викторине, отвечая на вопросы экскурсовода. Собирали солдатский чемодан.

Философская мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». А будущее – это дети. И мы должны воспитывать граждан государства на героическом прошлом нашего народа.

IMG_20211118_112722

«От лучины до лампочки»

Среди разнообразия вещей давно и прочно вошедших в наш быт, есть те, к которым относимся как к повседневным реалиям, обыденности, не задумываясь, что этот предмет может представлять культурную ценность. Так, например, что мы знаем о том, как освещали свои дома ещё в начале XX века, если даже, казалось бы, такой современный предмет, как лампа накаливания уже уходит в прошлое и её вытесняют другие?

Взять к примеру электрический «свет» — главный источник работоспособности всей мировой индустрии. Каждый день мы нажимаем на выключатель, чтобы сделать свое жилище светлее, включаем компьютеры, телевизоры, электрические чайники, и много других электроприборов, не говоря уже о деятельности мировых электрических сетей в целом. Как же это все развивалось? Узнать обо всем этом можно , посетив необычную  выставку «От лучины до лампочки, которая  открылась в музее истории донских казаков.

В экспозиции выставки можно увидеть лампы, фонари, которыми в своё время пользовались наши прабабушки и прадедушки. Всего в экспозиции представлено около  20 светильников на керосиновом горючем разной мощности, кроме того, трёх и семилинейные лампы. Среди них есть настольные и подвесные, с ручками и без, с металлическими и стеклянными емкостями для керосина, есть очень миниатюрные, также и большие переносные фонари.

Газовые, масляные, керосиновые. Их делали из фарфора, стекла и золота – в основном для зажиточных людей. А также из железа, чугуна и даже дерева – такие себе могли позволить и обычные крестьяне.

Первые лампы и фонари появились ещё в семнадцатом веке в Лондоне. Именно тогда придумали над ёмкостью с топливом и маленьким фитилём устанавливать стеклянный цилиндр. Изобретатель Эмми Арганду доказал, что благодаря этому воздух подаётся внутрь, поступает большое количество кислорода, и пламя становится ярче. На выставке представлены образцы ламп и фонарей более позднего времени.

Если под светом понимать «освещение», то у него богатая история — от первого костра, который зажег в пещере древний человек от молнии (или Прометея?), до современной энергосберегающей люминесцентной лампы, входящей нынче в наш быт.

Была лучина, под которой в зимние вечера наши прабабушки крутили медленное веретено, ткали, была масляная плошка — эту еще помнит старшее поколение, пережившее Великую Отечественную. Были сальные и восковые свечи, по-прежнему возжигаемые в храмах и украшающие торжественные события — при свечах: это так празднично и красиво! Были керосиновые лампы и фонари.

История лампы прошла путь от примитивного масляного светильника до изобретения русского инженера Яблочкова, которое на выставке мировых достижений науки техники в Париже в 1878 году имело исключительный успех. Вскоре «русский свет» — так стали называть это изобретение — получил практическое применение в наиболее развитых странах.

Тем и хороши такие выставки, что, рассматривая выставленные из музейных запасников осветительные приборы — старинные светильники, фонари, керосиновые лампы, осознаешь, какой путь прошло человечество от того пещерного костра.

Стоя у старинной настольной лампы, невольно сравниваешь свой опыт общения с электричеством и удивляешься изобретательности и вкусу наших бабушек и дедушек.
Понятие «освещение» приобретает еще один смысл. У него много синонимов: библейское «свет и тьма», например, или — «белый свет», на котором мы все и живем.

Добро пожаловать на выставку!

заставка

Познавательная викторина «В единстве наша сила»

Музей истории донских казаков приглашает принять участие в познавательной онлайн-викторине.

1.Когда отмечается государственный праздник День народного единства?

А)  Последнее воскресенье сентября

Б)  1 ноября

В)  4 ноября

2.Какой ещё праздник отмечается в этот день?

А)  Праздник в честь освобождения Руси

Б)  Праздник в честь иконы Казанской Божьей матери

В)  Праздник многонациональности России

3.В честь какого события празднуется День народного единства?

А)  Появление России, как единого государства

Б)  Объединение народа

В)  Освобождение Москвы от польских захватчиков

4.Кто является героями данного праздника?

А)  Минин и Пожарский

Б)  Вся страна

В)  Все люди

5.В каком году начали отмечать День народного единства в России?

А)  2001

Б)  2005

В)  2008

6.Кем был в этом ополчении Дмитрий Пожарский?

А)  Предводителем

Б)  Казначеем

В)  Воеводой

7.Основным событием праздника в 2005 году стало …

А)  открытие памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Б)   возложение венков президента России к памятнику Минина и Пожарского в Москве

В)  праздничные крестные ходы

8.Россия многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию?

А)  Более 80 народов

Б)  Более 180 народов

В)  Более 100 народов

9.Какой похожий праздник отмечался в начале ноября до 2005 года?

А)  День согласия и примирения

Б)  День распада СССР

В)  День всемирного наследия

10.Закончите пословицу: «Когда мы едины…»

А)  …мы горы свернём!

Б)  …нет нам равных!

В)  …мы непобедимы!

Ответы на вопросы викторины можно выслать на электронный адрес:

nata.bersh.78@mail.ru

Участники, ответившие правильно на все вопросы, будут награждены грамотами и дипломами!

 

IMG_20211029_104613

«Слава тебе, Господи, что мы – казаки!»

Донское казачество – уникальное явление державной России, отличающееся  самобытностью и разнообразием культуры, а казачья натура – непосредственная и кипучая. Донские казаки четко знали главные заповеди и заветы предков, говоря: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!» Казачий дух не умирал в веках, не может, не должен он умереть и теперь.

С заповедями донского казака знакомо и младшее поколение. А посвящение в казачата – особое событие для детей, сродни присяге для взрослых казаков.

29 октября в музее истории донских казаков  состоялся  торжественный обряд посвящения в казачата воспитанников детского сада «Колокольчик». В празднично оформленном зале, где звучали старинные казачьи песни, собрались маленькие казачата, гости. Восторг и радость    у детей вызвало появление на празднике  атамана станичного казачьего общества «Станица Клетская» Серединцева А.В. и старшего урядника Теслюк А.В.

Ведущие рассказали о том, как раньше в былые времена казаки воспитывали детей, как приучали их с раннего детства быть настоящими защитниками своей земли. Атаман продемонстрировал юным казачатам   шашку, нагайку и папаху, объяснив, в каких случаях ими пользовались, а также рассказал об одном из главных казачьих символов – казачьем знамени. Дал ребятам напутствие, а после устроил смотрины, чтобы узнать, годятся ли они в казачата. С трепетом и волнением малыши проходили испытания: в играх показывали смекалку, удаль и сноровку, проявляли себя в меткости, рубке шашкой, а также собирали казака в поход, выбирая вещи, необходимые казаку.

Самый волнительный и ответственный момент праздника: клятва и церемония посвящения. Вступая в ряды «Юных донских казачат», ребята торжественно пообещали горячо любить свою Родину, донской край и родную станицу Клетскую, чтить и уважать старших, хранить казачьи традиции, быть надежной сменой славным донским казакам и быть примером другим казачатам.

Атаман станичного казачьего общества «Станица Клетская» торжественно огласил решение: принять воспитанников  подготовительной группы  «Клетский  детский сад «Колокольчик» в казачье общество и вручил памятные заповеди донского казака.

В свою очередь казачата выступили с ответным словом, прочитав стихи о донском крае и исполнив казачьи песни. Праздник получился ярким, веселым, насыщенным и добродушным, а атмосфера – тёплой и дружественной.

Интерактивное занятие «Казачьи посиделки на Святой Покров» с мастер-классом

14 октября все православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник всегда был и остается одним из самых почитаемых среди казаков. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издавна считается днём Великой Благодати и воинской славы. Под Покров Божией Матери издревле казаки ввергали себя в своей нелегкой жизни. Надежда на покровительство Матери Бога Живого, упование на ее скорое заступление помогала преодолевать все страдания военного казачьего народа. Со времен «Азовского сидения» казаки особенно чтят праздник Покрова.

14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, для воспитанников ДС «Колокольчик» сотрудниками музея истории донских казаков было проведено интерактивное занятие «Казачьи посиделки на Святой Покров» с мастер-классом. Покровские посиделки с шутками, играми и забавами всегда были излюбленным занятием казаков.

Ребята с интересом познакомились с историей, традициями и приметами осеннего праздника, а также самостоятельно наполнили мешочки изобилия урожаем, собранным в этом году. Занятие прошло задорно и увлекательно.