Версия для слабовидящих
rbt

На каникулах в музей!

1 апреля  музей истории донских казаков  посетили  учащиеся 3-го класса МКОУ «Клетская СШ» рук. Ситько Л.П .  Ребята  изъявили желание с пользой провести весенние  каникулы и узнать побольше об историческом прошлом своих предков, а так же  познакомиться со старинными  предметами быта. В  завершении экскурсии школьники поделились положительными впечатлениями, а так же сделали памятную фотосессию.

 

DSCN6244

«Путешествие в прошлое утюга»

Как правило, в быту нас окружают различные предметы, без которых очень сложно обойтись. Мы привыкли к  этим вещам и никогда не задумываемся над их историей и происхождением. 24 марта  для  воспитанников детского садика  «Колокольчик» в музее истории донских казаков было проведено познавательно-игровое  мероприятие, подготовленное сотрудниками музея, где ребята смогли  узнать о том, что с  незапамятных времен люди старались ухаживать за своей одеждой и приводить ее в опрятный вид, разглаживая ткань различными способами —  начиная от использования гладкого камня в древности и до современного электрического устройства с вертикальным отпариванием и регулируемой мощностью.

Увлекательное путешествие началось с знакомства с первым гладильным устройством -плоским камнем , который  предварительно нагревали , а затем разглаживали им  одежду. Узнали о гладильном устройстве- рубеле.

Ведущие показали ребятам,  как наши предки  в старину гладили  этим приспособлением белье. А также предложили  детям  попробовать отутюжить несколько вещей.  Процесс оказался нелегким.  Для того, чтобы разгладить белье, его необходимо было намотать  на скалку, а потом катать по свертку рифленой стороной рубеля, прилагая при этом определенные усилия. Особенно  заинтересовало то, что рубель использовался не только для глажения, но и в качестве ударного музыкального инструмента определенной высоты звука, которые и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

Узнали о  том, что на Руси когда-то давным-давно  гладили кафтаны и сарафаны горячим донцем сковородки, наполненной тлеющими древесными угольками.

Но  время шло вперед и люди  заметили, что одежду хорошо разглаживает тяжелый предмет, к тому же горячий. Тогда и появился первый цельнолитой утюг из чугуна. Такой утюг нагревали на печи, он был очень тяжелым , а так же доставлял  неудобства. Они  были разные по размеру: Большие десятикилограммовые гиганты, какими гладили шинели и тяжелые мужские пальто. Средние и совсем крошечные манжетные утюжки, предназначенные для глажки мелких деталей одежды. Выпускали утюги для шляп, и даже для кружев. А в 80-ых годах из чугунных литых утюгов был создан оригинальный музыкальный инструмент – «утюгон».

Затем люди усовершенствовали цельнолитые утюги. И придумали угольные утюги. Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В корпус утюга  накладывали  специальными железными «вилами» горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать.

Ребята также узнали, что в России есть «Музей утюга» в городе Переславль-Залесский, где собрана огромная коллекция утюгов. А также о том, что в этом году 10 февраля  исполнилось 385 лет   со дня первого упоминания об утюге в России, в книге расходов царского двора: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный». Запись была сделана 10 февраля 1636 года. Действительно в российском календаре есть такой праздник 10 февраля – «День рождения утюга». А в завершении путешествия  ребята получили  неожиданный сюрприз от утюжка- эмблему с пожеланием удачи, а так же домашнее задание, которое они решили выполнить вместе со своими родителями. И, конечно же, общее фото на память.

 

1

Исторический экскурс «Нет терроризму и экстремизму в мире! «

Что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы , на которые мы постараемся дать ответы.

Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия. Террористы — это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.

Террор – запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийстваподжоги, взрывы, захват заложников). Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово «Терроризм» превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие «терроризм» уже означало спектр различных оттенков насилия. В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай — это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются. Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время «перестройки».

Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего? Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты.

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача — подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Теракты омерзительны и гадки,
Тупые выходки трусливых подлецов.
Больных людей змеиные припадки,
Разносчиков воинственных грехов.

Теракты очень страшное явление
Теней преступников в мир зыбкости надежд.
С душой пишу своё стихотворение
С душою без прикрытия одежд.

Теракты – визг закрытого предательства.
Теракты – льётся человеческая кровь.
Все факты их любого обстоятельства
Уничтожают святость и любовь…

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона «О борьбе с терроризмом», принятого в июле 1998 года.

Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погибли и 791 получили ранение. За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

За последние годы крупными террористическими актами в нашей стране стали:

  • 9 сентября 1999 года в Москве произошел чудовищный теракт: при взрыве жилого дома на улице Гурьянова погибли 124 человека, 164 были ранены. Через несколько дней последовали взрывы домов на столичном Каширском шоссе и в городе Волгодонске.
  • Террористический акт 9 мая во время парада в Каспийске в 2002 г. унёс жизни 45 человек, 86 ранено.
  • 2002 год. 50 чеченских боевиков (18 из них – женщины) захватили театр на Дубровке во время представления «Норд-Ост» и удерживали заложников в течении трёх дней. Погибло 130 человек, десятки ранено.
  • Взрывы в Московском метро 29 марта 2010 г. двумя террористками-смертницами дагестанского происхождения унесло жизни людей из нескольких стран: погибло 40 человек, ранено 88.
  • Террористический акт в Домодедово Московского аэропорта в зале международных прилётов 24 января 2011 г. Погибло 37 человек, ранено 117.

Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 5417 человек из 90 стран.

Правила поведения в случае угрозы террористического акта.

  • Помните – ваша цель остаться в живых.
  • Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву.
  • Сообщайте взрослым или в полицию.
  • Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.

Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.

 

DSCN6238

День православной книги

«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело».

С 2010 года 14-е марта отмечен в календаре как День православной книги. Дата праздника выбрана не случайно – её приурочили к замечательному событию в истории нашего Отечества, к памятной исторической дате выпуска первой на Руси точно датированной печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 14 марта 1564 года.

В рамках этого дня  16 марта в музее  истории донских казаков прошло тематическое мероприятие,  посвященное дню православной книги.  На мероприятие были приглашены обучающиеся  Клетского филиала ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации», а также благочинный Клетского округа настоятель храма Живоначальной Троицы станицы Клетской протоиерей Михаил Пономарев. Отец Михаил отметил, что книга определяет духовное рождение и становление личности, а также призвал чаще обращаться к книгам.

Сотрудники музея познакомили обучающихся с историей возникновения праздника, рассказали  о том,  когда была создана первая книга на Руси и почему  она  является для русского человека добрым, живым существом. Как она соединяет людей, их мысли, чувства и добрые устремления. Как могут оживать белые листы и хранить душевное тепло много-много лет. Как книга передает из поколения в поколение то, что является для нас самым дорогим, то, что может принести пользу людям,  и как создавали  книги в тиши святых обителей монахи. Как старательно выписывали каждую буковку и переплетали их в кожу, богато украшая золотом, серебром и драгоценными камнями.  Рассказ ведущих сопровождался показом видеоряда.  В завершении мероприятия была проведена  увлекательная  викторина. Каждый смог открыть для себя что-то новое, нашел ответы на  вопросы, которые таятся в книгах.

А затем гостям было предложено познакомиться с выставкой декоративно-прикладного творчества «Души и рук творенье».  В этом году  в  выставке приняли участие более 30 человек. Каждая представленная  работа отличалась оригинальным замыслом и творческим  подходом, но жюри все-таки пришлось выбрать лучшие.

Места распределились следующим образом:

В номинации  «Рисунки на православную тему»

1 место:

Селиванова Лилия — МКОУ «Захаровская СШ»

Ващейкин Владислав — МКОУ «Клетская СШ»

Климова Алиса — МКОУ «Клетская СШ»

2 место:

Тяпкина Евгения — МКОУ «Клетская СШ»

Игнатченко Иван — МКОУ «Клетская СШ»

Грошев Глеб — МКОУ «Перелазовская СШ»

3 место:

Захарова Дарья — МКОУ «Клетская СШ»

Гашников Роберт — МКОУ «Манойлинская СШ»

Фролова Мария Петровна-  воспитатель МКДОУ «Клетский Д/С

«Колокольчик»

В номинации «Храм Божий»

1 место:

Мыльников Матвей — МКОУ «Перелазовская СШ»

2 место:

Глазунов Арсений  -МКДОУ «Клетский Д/С «Колокольчик»

3 место:

Верещагин Матвей — МКДОУ «Клетский Д/С «Солнышко»

В номинации «Православная композиция»:

1 место:

Верещагин Матвей — МКДОУ Клетский Д/С «Солнышко»

Смородина Ангелина — МКДОУ «Клетский Д/С «Колокольчик»

2 место:

Жабин Левон — МКОУ «Клетская СШ»

Старкова Ева Сергеевна — старший воспитатель МКДОУ «Клетский Д/С «Колокольчик»

3 место:

Землянкин Артем — МКДОУ «Клетский Д/С «Колокольчик»

Жабина Екатерина Васильевна -воспитатель МКДОУ «Клетский Д/С

«Колокольчик».

Поздравляем победителей и благодарим за участие!

DSCN6222

Масленичные посиделки в музее!

Масленица  один из самых веселых, шумных и радостных праздников  на Руси. В старину этот праздник отмечался очень широко.  Недаром в народе про Масленицу говорили, что  Масленица – объедуха – деньгам приберуха.

Ярко и необычно прошла Масленица в музее  истории донских казаков для учащихся Клетской школы.  Целый цикл интерактивных мероприятий был подготовлен сотрудниками музея. В зале, где была оформлена тематическая выставка «Широкая Масленица»,собрались девчонки и мальчишки , чтобы познакомиться с традициями древнего праздника, узнать о том, как  в старину наши предки отмечали его.  Рассказ гостеприимных казачек-ведущих начался с истории   происхождения праздника. Празднуют его перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Праздник длится всю мясопустную неделю, когда уже не вкушают мяса, но в течение всей недели, не исключая среды и пятницы, употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты.

Для казаков проводы зимы — относительно молодой праздник, они начали отмечать его лишь в XVIII веке, гораздо позже, чем пришли на Дон. В Масленицу у донских казаков на улицах проводились скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей масленице главное — не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. На празднике всегда обязательно присутствовала джигитовка, непременно проходили состязания по владению оружием.

В ходе мероприятия ребята узнали о том, кого встречали в первый день масленичной недели, названный «Встреча». В этот день  утром казаки шли в церковь «на заутреню», а после отправлялись к родственникам, друзьям, поздравляли их с приходом масленицы, угощались.

Сами гости приносили с собой угощение и хозяева ставили на стол все, что было. Молодежь в это время ходила по улицам с песнями и прибаутками.  Узнали о том, что за потехи и веселье, которые устраивались на «Заигрыш», второй  день Масленицы, по традиции угощали блинами.

О том, чем лакомились на «Лакомку».  Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступали  прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!». На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же,  были блины. В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя теща приглашала и других гостей.  Потчевались блинами, а также играли старинные казачьи песни.

В большинстве станиц Дона и его притоков широкие масленичные гулянья начинались не ранее среды.   А в «Широкий четверг» гуляли с песнями и гармошкой. Катались с ледяных горок на больших санях. Пели песни, за что получали разные угощения. Нашим гостям было предложено всем вместе спеть масленичные частушки. Получилось весело и задорно!

Узнали как проводили «тещины вечерки», которые устраивались в пятый день масленичной недели.  В этот день теща наносила ответный визит зятю, да еще и родственников с собой приводила. А также о том,  кто собирался на «золовкины посиделки» в субботу.  В этот день молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников. Вели беседы, не только о еде, но и о труде. Ребятам было предложено  продолжить пословицу о труде. С этим заданием  все справились на отлично. И, конечно же, был предложен  мастер-класс по созданию куклы — Масленицы, которую  нужно было хранить дома целый год от невзгод и ненастий. Немного усилий, хорошего настроения и наша Масленица готова!

 Исторический экскурс продолжился рассказом о седьмом  дне масленичной недели «Прощеном воскресенье».   Это был день, когда  просили  друг у друга прощения, причем начинали всегда с самых старших членов семьи.

Молодежь поясно кланялась им в ноги и произносила формулу «прощения». Затем целовались. Казаки всегда очень серьезно относились к этой традиции, подчеркивая, что уважительное отношение к старости – особенность казачьей общинной жизни.

Прощение просили не только в семье, но и у родственников, к которым ходили или ездили в гости, у соседей, у встречных на улице. Кланялись в ноги со словами: «Простите Христа ради!». Случалось, что в такой день мирились многолетние враги.

Праздник прошёл в тёплой обстановке и вызвал положительные эмоции у всех присутствующих.