Версия для слабовидящих
DSCN6111

Музейный час — «Трагедия казачества: День памяти жертв геноцида против казачества»

На протяжении многих веков казачество было символом свободы, дееспособности и силы на Руси. Сами казаки — это были неутомимые труженики, суровые и отчаянно смелые воины, которых боялась вся Нерусь. Общая численность казачества в 1917 году составляла не менее 4.4 миллиона человек (по некоторым данным, 6,7 миллионов). В строю при этом было нескольким больше 300 тысяч казаков.

Казаки дали России тысячи смелых воинов, целую армию, которая отстаивала интересы России, верой и правдой служила Отечеству. На землях Донского воинства порядки были очень строгие.

Нужно отметить, что станичные и окружные Круги и Атаманы пользовались значительной самостоятельностью в расходовании средств: они строили школы, гимназии, военные училища, назначали пенсии инвалидам войн и семьям погибших, строили мосты, чинили дороги и так далее. Организация экономической и общественной жизни на казачьих землях была на высочайшем уровне.
Кроме того, казаки, испокон веков защищающие рубежи России, были поголовно вооружены и превосходно обучены владеть оружием. Разумеется, любая власть обязана была считаться с ними и, по возможности, старалась привлечь их на свою сторону.

24 января 1919 года  была принята директива Оргбюро РКП(б) “О расказачивании”.  Документ, который  положил начало массовому уничтожению казачества, беспощадной борьбе с казаками, жившими на территории нашего родного края. Тремя пунктами директивы уничтожался практически весь народ.

В результате карательных мер против казаков по приблизительным подсчётам только на Дону погибло около миллиона человек – это 35% населения. В некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей.

Многих казаков высылали из станиц, освобождая земли для неказачьего населения. Многие казаки покинули родные места по собственной воле, спасая детей, отрекаясь от всего, что было раньше. Одни уезжали на чужбину. Другие оставались в России, но переставали называть себя казаками.

Некогда «Тихий Дон» превратился в общую могилу многих тысяч казаков. На Тихом Дону практически не осталось казачьих семей, которых так или иначе не коснулась бы эта кровавая политика геноцида. Было уничтожено более половины казачьего населения.

Эта трагедия перешагнула столетний рубеж, но она  до сих пор отзывается болью в сердцах тех, кому небезразлична судьба российского казачества. И это трагедия не только казачьего народа, но и всего государства, всех нас, тех, кто хочет жить в мире и согласии.

Именно этим событиям,  которым в этом году исполняется 102 года,  было посвящено мероприятие, подготовленное  сотрудниками музея истории донских казаков  для учащихся  ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства».

Во время мероприятия учащиеся не только познакомились с историей казачьего народа, но и  посмотрели  фрагмент фильма «Поднятая целина»,  а также услышали записи  воспоминаний очевидцев тех событий.

На тему казачьего геноцида были прочитаны стихи, показан документальный фильм и продемонстрирован специально подобранный видеоряд, как обращение  к ныне живущим потомкам, чтобы помнили и знали,  к чему приводит разрозненность и забота исключительно о своих интересах. Как при равнодушии и попустительстве, происходят трагедии, приводящие к уничтожению целых народов.

Мы ныне живущие  должны помнить печальные страницы своей истории, чтобы горькие уроки, извлеченные из многострадального опыта, вели нас к светлым горизонтам мира и благополучия нашего общего дома, нашей сильной непобедимой России.

 

 

DSCN6088

ГАЛЕРЕЯ ЖИВОПИСИ

«Умелых рук ценить творенья – нам выпала такая честь.
Фантазий взлет и достижений на выставке не счесть.
Мир стареет в былых надеждах, но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат и несут на себе мастера…»

Под таким названием  в  МБУК ЦД и НТ «Карагод» открылась передвижная выставка художественных работ, предоставленная из фондов МБУК «Серафимовичского районного литературно-краеведческого музея».

На выставке представлены  более 20 работ  талантливых  серафимовичских, михайловских, волгоградских и суровикинских мастеров, лауреатов, заслуженных художников России, и дипломантов конкурсов различных уровней: Андрющенко Анатолия Геннадьевича, Антюфеева Геннадия Ивановича, Волхонского Алексея Николаевича, Ефанова Виктора Михайловича, Коваленко Виктора Тихоновича,  Круцкевич Василия Дмитриевича, Макаровой Марии Ивановны, Маланина Юрия Тимофеевича, Михайлова Анатолия Александровича, Назина Анатолия Дмитриевича, Самохвалова Леонида, Сорокина Юрия Константиновича, Труфановой Елены Яковлевны, Харитонина Сергея Александровича, Шевченко Нины Дмитриевны, Шолох Владимира Николаевича. Основу выставки составляют пейзажи.  Своеобразная красота донского края, спокойное величавое течение Дона, бесконечная ширь просторов, словно сошедшие со страниц шолоховских произведений, Православные Святыни, расположенные на территории Серафимовичского района.

Среди многообразия художественных работ каждый, посетивший выставку, отметит свою, особенную, нашедшую отклик в душе.

Посетить выставку можно по адресу: ст.Клетская, ул.Ленина, 67, МБУК  ЦД и НТ «Карагод»

DSCN5990

«КРЕЩЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» интерактивный экскурс в историю зимних праздников

         Прошли новогодние праздники, Рождество, и вот наступило Крещение. Многие ли знают доподлинно, что же это за праздник такой?
По этому поводу и собрались  19 января в музее истории донских казаков  учащиеся  ГБПУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства».

Праздничная встреча началась с поздравительного видеоролика. В продолжение просмотра мультимедийной презентации разговор пошел об истории происхождения праздника Крещение Господне, о том, как и когда он появился.  Этот праздник завершает вереницу торжеств рождественско-новогоднего цикла и является одним из самых древних в христианстве. Его отмечают в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан.

Историки христианства утверждают, что ранние христиане отмечали 6 января тройной праздник: рождество Христа, его крещение и богоявление. И только на церковном соборе в 353 году было решено выделить Рождество и отмечать его особо – 25 декабря, а за Крещением и Богоявлением оставили прежний день – 6 января. С введением нового календарного стиля все эти праздники в православной церкви, так же, как и другие знаменательные события, отмечаются на 13 дней позже.

Какому же событию посвящен этот день? По рассказам евангелистов, Христос перед началом проповедования в народе своего учения пришел на реку Иордан, где Иоанн Предтеча совершал обряд крещения. После обряда крещения над Иисусом «разверзлись небеса и увидел он летящую голубку, в образе которой Дух Божий сошел на него. И раздался голос с небес: «Это сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Этим объясняется второе название праздника – Богоявление.

Крещение праздновалось и празднуется в России очень широко и торжественно. В канун праздника – 18 января, на реках вырубаются проруби, вода освящается, затем хранится целый год. Ею окропляют дома, новые вещи, трапезу. Многие желающие погружаются в освященную воду. Крещенская неделя празднуется до Масленицы. Крещенский вечер называли вторым сочельником. Им завершались святки – время гаданий.

Народные приметы, относящиеся к крещенским дням, и поныне не утратили своего практического значения.

Если Крещенские морозы сильнее Рождественских – год будет урожайным.
Днем снег и поземка – год будет урожайным, ясно – к недороду.
Снега на Крещение надует – хлеба прибудет.
Звездная ночь на Крещение – урожай на горох и ягоды.
Богоявление под полный месяц – к большому разливу рек.

Узнали много поверий и примет, связанных с Крещением и чудодейственной силе крещенской воды, вспомнили народные поговорки и пословицы.  В беседе о праздниках зимнего цикла, обыграли старинные обычаи проведения святочных гуляний, обрядов.

Участники мероприятия узнали много нового, например, что святой водой окропляют все комнаты, двор и хозяйственные постройки, чтобы защитить от нечистой силы. Каждый человек должен напиться святой воды, чтобы быть весь год здоровым, счастливым. Это мероприятие напомнило присутствующим о чудодейственной силе воды, которой издавна поклонялись люди. Ведь вода могла быть и доброй, и злой: утолить жажду, обеспечить плодородие и – разрушить все на своем пути.

Фрагмент  фильма о воде наглядно показал влияние слов на кристаллы воды, что вызвало сильное впечатление у посетителей.  Предложенные зимние загадки, обсуждение примет, рождественские  песни-колядки  и интерактивная игра-гадание позволили  подарить учащимся яркие впечатления и заряд хорошего праздничного настроения.

Привлекла внимание посетителей прекрасно оформленная выставка новогодних и рождественских открыток. В экспозиции представлены более 100 открыток, отражающие историю страны, что позволило погрузиться в детство и теплые воспоминания.

Отрадно, что сложившаяся  добрая традиция сотрудничества музея истории донских казаков с ГБПУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства», позволяет  наметить ряд дальнейших совместных мероприятий.