Как известно, на Дону казаки славились гостеприимством. Если нечем было накормить гостя, то часто угощали чаем.
Чай, чаепитие для казаков были своеобразным образом жизни. Если гость появлялся на пороге дома, то хозяйка скорее приглашала его присесть к столу. А встречал всех «генерал» — самовар, который «кипит, просит чаю пить». Самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Раз в неделю казачка чистила его речным песком, чтобы он блестел, словно, зеркало.
Во время церемонии чаепития было много особенностей. Гостям чай обычно разливали хозяйка дома, либо её старшая дочь. Считалось, что они передают хорошее настроение. Казаки пили чай из гранёных стаканов и чашек. Гости наблюдали, чтобы наливали доверху – значит, жизнь будет полной. По густоте заварки судили о щедрости хозяйки. На «жидкий» чай, сквозь который «Москву видать» обижались. Чем гуще чаёк, тем лучше. Казаки пили чай горячим, наливая в блюдце, и важно раздувая щёки, дули на напиток.
К чаю подавали различную выпечку: пироги, сушки, баранки и ватрушки. А ещё часто пили с кусковым сахаром – «вприкуску» да «вприглядку». Сахар в XIX веке продавали в «головах» — огромные куски, которые весили 10-11 килограммов. Его рубили на средние куски, а затем чайными щипцами кололи на маленькие. С одним кусочком сахара казаки могли выпить три, четыре чашки чая. Такой сахар был «долгоиграющим». Хранили его казачки по-особому: в мешочках из ткани синего цвета. Этот цвет защищал сахар, и он долго оставался белоснежным.
На Дону пили чай по несколько чашек (8-10) за неспешной беседой. Если гость уже не хотел пить, он должен был перевернуть чашку вверх донышком и сверху положить кусочек сахара. И хозяйка без слов понимала, что чаепитие для этого человека завершено. У хозяйки тоже был определённый знак окончания чаепития. Когда гости засиживались за столом, то казачка прибегала к шейному платку. Уходя в другую комнату, она повязывала на голову платок, завязав два уголка впереди, и выходила к гостям. Казаки и казачки замечали, но не торопились уходить. Затем хозяйка присаживалась к столу, развязывала уголочки, потому что ей становилось слишком жарко от выпитого горячего чая. Проходила минута, другая. Хозяйка брала правый уголок платка и клала сверху на голову, затем закидывала левый уголок и, наконец, закидывала угол, который находился посередине платка. У неё на голове получалась своеобразная «шапочка». Когда гости замечали, примечали такую «шапочку», они понимали, что пора и честь знать. На прощание хитрая хозяйка засидевшимся гостям раздавала пряники.
Казаки и казачки сочинили множество пословиц и поговорок о любимом чае и самоваре: «Если есть чай, то и под елью рай», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», «Самовар кипит – уходить не велит», «Устал – проси чаю». Вот так жили, не тужили на Дону наши предки, оставив нам, потомкам традиции чаепития.
Двадцать второго сентября в музее истории донских казаков открылась выставка коллекции самоваров, сосудов и чайных принадлежностей, связанные с историей появления чая на Дону: удивительные самовары XIX – XX веков из собрания музея, сервизы, разнообразные упаковки чая и конфет и другие предметы чайной культуры представлены в экспозиции .
В числе самых любопытных экземпляров – самовары тульских фабрикантов Баташевых, Шемариных, а также фабрики Тейле. В начале XX столетия фабрика наследников Баташевых выпускала 50 видов различной формы самоваров. Многие из них получили более 20 наград. В том числе самовар, представленный в экспозиции выставки.
На выставке можно увидеть самовары советского периода и современные электрические. Приглашаем всех желающих совершить необыкновенное путешествие в мир самоваров, где вам не только покажут редкие экземпляры, но и расскажут, о том какие чаи пользовались спросом на Дону.