КУПИТЬ БИЛЕТ В МУЗЕЙ
 Версия для слабовидящих
Музей НОВОСТИ Традиции празднования Нового года, Рождества у казаков

Традиции празднования Нового года, Рождества у казаков

Донской край славится разнообразными народными традициями и обычаями. Особенно интересны традиции празднования Нового года и Рождества у донских казаков.

В допетровские времена на Дону, как было принято на Руси, Новый год отмечали 1 сентября в День сотворения мира. Казаки встречали Новый год без особых торжеств. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому Новый год стали праздновать 1 января каждого года от Рождества Христова.

В своем указе царь велел предаваться веселью, огненным потехам, поздравлять друг друга, украшать ели, сосны, можжевеловые деревья, забавлять детей и катать их на санях с горки, а взрослым не напиваться и не драться. Благодаря Петру I Новый год стал ярким, радостным и долгожданным праздником.

В хуторах и станицах Донского края Новый год отмечали по-разному. Елки не наряжали, наводили порядок в доме и на подворье, забавлялись, ходили по домам с колядками и кутьей.

Одним из важных ритуалов было приготовление кутьи — каши, которую готовили из толченых пшеничных зерен с добавлением меда или узвара и угощали ею родственников, соседей.

У донских казаков также, как вообще на Руси, сплелись воедино языческие верования и христианские традиции. На Святках после церковной службы казаки, наряженные в шкуры животных, с шестиконечной звездой обходили дворы, хутора и колядовали, щедровали.

Помимо всего прочего, казаки вдоволь забавлялись, пели, играли в различные игры.

В казачьем быту святки считались самым большим, шумным и весёлым праздником. Святки начинались не ранее Николина дня – 19 декабря по новому стилю (по н.ст.) до Крещения – 19 января (по н.ст.), в тот период, когда казаки, закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть.

С началом святок в строгой повседневной станичной жизни наступала пора веселья. Молодёжь, собираясь на посиделки, игры, гадания и устраивая самые различные забавы, скрашивала унылую станичную зиму. Хотя святки и считались молодёжным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным. Особо значимы были святки для казачек. Им предоставлялась возможность освободиться от будничных бытовых забот и принять участие в общем веселье. Самая строгая мать на святки не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьём.
К святочным вечерам молодёжь всегда готовилась: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой.
На святочные вечера собирались в основном по улицам, но на них могли прийти и казаки с других улиц, иногда даже из других станиц. Если вдруг, какому-либо казаку-чужаку вздумается поухаживать за «нашенской» казачкой, то возникали ссоры. «Чужак» непременно обязан был выставлять отступное в виде вина или самогона – в противном случае он мог быть побит.
Нередко в какой-либо святочный вечер устраивался «бал-маскарад». Подбирались красочные наряды и для весёлой интриги рядились в чужие одежды. Девушки представали в мужской одежде, а юноши искусно рядились в женское платье.
Взрослые казаки также не любили сидеть дома. Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей.В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме «святовских».
В это же время шло интенсивное приготовление рождественских запасов пищи. Летние кухни казаков превращались в склады. На массивных гвоздях или крюках подвешивались окорока свиней, тушки птицы. На столах размещали приготовленные домашние колбасы, сладости, в подвалах проверялись запасы солений, капусты, огурцов, варенья, мочёного тёрна, вина и др. До сочельника никому не разрешалось употреблять в пищу непостные продукты. Разрешались рыба, картошка, кислая капуста, солёные огурцы с постным маслом, солёные арбузы, тыква, пирожки с горохом и фасолью, узвар из сухофруктов, сок из мочёного тёрна.

Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли после «первой звезды». Перед закатом солнца, а если оно было закрыто тучами, то по времени старший в доме (обычно дедушка) приглашал всех домочадцев на молитву, зажигал свечу и ставил её на каравай хлеба. Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистою скатертью или полотенцем, застилалась соломой, а на неё ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Вновь произносилась молитва, и после этого приступали к еде.
Солома и необмолоченный снопик пшеницы являлись символами будущего обильного урожая. Кутья (каша из цельных зёрен пшеницы, позднее риса, с добавлением кишмиша, орехов, даже варенья и политая мёдом) символизировала плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и при рождении ребёнка, крестинах и при похоронах. Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Поздним вечером взрослое население станиц и хуторов направлялось в церковь. Оставшиеся ждали христославщиков (колядовщиков).

Начинали колядовать дети.

За окном раздавались дружные голоса: «Можно похристославить?». Получив добро, дружная компания входила в дом и нестройным хором пела: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звёздам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
Далее следовало поздравление всех с праздником и пожеланиями здоровья и счастья. Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки выходила молодёжь, и даже взрослые казаки.
Все они собирались большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки.
Нова радость настала, коей не бывало:
Над вертепом звезда ясна светом возсияла.
Где Христос родился, от Девы воплотился,
Как Человек, пеленами убого повився.
Ангелы спивают, слава – восклицают,
На Небеси и на земли мир провозглашают.
Давид днесь играет, в гусли ударяет,
Звонко, стройно и предивно Бога прославляет.
И мы тож будем петь, Христа прославлять,
Рождённому из Марии смиренно взывать …
Славим Бога Бессмертного,
Он явил нам Рождённого,
И Матерь Его Святую,
Марию, Деву Чистую,
Сия миру Царя дала,
Да будет Ей честь и хвала!
Песнь Ти сугубо приносим,
Благославити мир просим
И нас, грешных, глаголющих,
Во век века Тя поющих.
Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые усердно перебегали от одного двора к другому и славили Христа:
«Я маленький мальчик,
Влез на стаканчик,
В дудочку играю,
Христа прославляю.
С праздником поздравляю,
Счастья всем желаю».
В это же время колядовали и девочки, которые составляли отдельные от мальчиков группы. Они подходили к окнам и кричали хозяевам: «Пустите поколядовать!». В ответ слышали: «Заходите с Богом». Зайдя в дом, начинали петь:
Коляда, ты коляда
Заходила коляда,
Запевала коляда,
Поздравляла коляда.
Хозяюшки — голубушки
Пожертвуйте нам бублички,
Конфетки и денежки,
На святые вечера
Во имя Христова Рождества.
Все колядовщики с таким усердием «посевали» пшеницей, что за время колядования комната была густо усеяна зёрнами. Их подметали и собирали, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: «На доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину перебирали и хорошую примешивали к посевному зерну со словами: «Пошли, Боже подай урожай на всех людей, на весь край».
Хозяева давали им деньги, хлеб и нередко угощали водкой, которую разрешалось употреблять только после полуночи.
После полуночи все «колядовщики» собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова.
Рано утром родители возвращались из церкви и звали всех домочадцев к богато убранному столу. После разговения начинался обильный обед с пирогами, гусем, холодцом, чаем. После завтрака дети отправлялись с поздравлениями к бабушкам и дедушкам, которым исполнялись рождественские стишки и песни, а те в ответ поздравляли своих внуков.
Повсеместно рождественское веселье сопровождалось катанием с горок на санках. Под Новый год в большинстве станиц на Тереке, Кубани и Дону также как и перед Рождеством проводились колядки. Вечером по домам ходили группы молодых казачек, а утром казачата. Причём их предновогодний репертуар мало чем отличался от рождественского. Так, например, мальчики пели:
В поле, в поле,
Сам Господь ходит.
Дева Мария к Богу ходила,
Счастья просила.
Ходит Илья на Василия,
Туда сыпнёт, туда махнёт,
Там жито растёт,
Жито и пшеница,
На всякой пашнице.
Здравствуйте, хозяин и хозяюшка,
С Новым годом, с новым счастьем.
А также пели:
Щедрик – веник
Дайте вареник,
Чуточки кашки,
Немножко колбаски.
И этого мало,
Дайте ещё сала.
Вам на счастье, на здоровье!
Роди, Боже, жито,
Жито и пшеницу
И всяку пашницу.
С праздником всех! С Новым годом! С Новым счастьем!
После поздравлений гостя приглашали за стол, и вместе с хозяевами отмечался наступивший Новый год

Праздничные гуляния

На рождественском столе у казаков всегда были блюда из индейки, гусей, кабана, барашка, холодец, колбасы, а также пироги с разнообразной начинкой, что олицетворяло достаток и благополучие.

В конце XIX века в станице Раздорской по домам ходили отарщики — смотрители лошадей, которые приговаривали: «На коня кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег«. Это своеобразное пожелание плодовитости лошадей и благополучия.

Чтобы было много птицы, девочек сажали на подушку с пером и заставляли квохтать или по-птичьи гоготать.

Праздник в казачьих традициях

На Новый год девушки занимались гаданием на судьбу, будущего мужа. Наиболее интересное гадание — на петуха. Каким станет будущий муж, зависело от того, к чему потянется петух. Если пьет из блюдца —  будет муж пьющим, тянется к зеркалу — гулящим, к деньгам — богатым, а к глине — бедным. Также гадали на обручальном кольце, башмаке, который куда упадет, за того девушка и выйдет замуж.

На Дону и по сей день жива традиция на Старый Новый год лепить вареники с сюрпризами и гадать на них. В качестве начинки использовали различные добавки, сулящие будущее тому, кому тот или иной вареник достанется. Если достался вареник с солью — к слезам, с перцем — к горьким событиям, что воспринималось как предостережение быть бдительным и осторожным. Если же вареник достался с сахаром — жизнь в этом году будет сладкой, с шерстью — к богатству, с капустой — к свадьбе.

На Дону, как и во всей России, старинные традиции предков вызывают интерес, уважение и передаются из поколения в поколение.

 

оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВМЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ

18 мая 2019 года,  МКУК «Музей истории донских казаков» посетили  учащиеся лицея г. Волгограда. Для детей была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залам музея, которая позволила увидеть  быт  [...]

Мастер-классМастер-класс

2 января 2019 года в 11-00 в Музее истории донских казаков состоится мастер-класс по Рождественской поделке. Приглашаем всех желающих: детей, подростков и их родителей принять участие в мастер-классе. [...]