Версия для слабовидящих
140909154100

«КАЗАК — НА ВСЕ РУКИ МАСТАК» КАЗАЧИЙ ПРОМЫСЕЛ – ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ

Казак был неприхотлив в быту и из всего мог извлечь выгоду. Даже заросли ивняка, и чакана шли в дело. Испокон веков стены своих куреней казаки плели из двух рядов прутьев или из камыша, пространство между прутьями для сохранения тепла и прочности заполнялось землёй. Крыша покрывалась камышом, в ней делалось отверстие для выхода дыма.

Потому на Дону промысел – лозоплетение – наверное, и получил широкое распространение,  став подсобным занятием при основном земледелии и рыболовстве. Плетеные изделия занимали большое место в быту и хозяйственной деятельности казаков. Значительную часть домашней утвари — от корзин до плетней — изгородей и хозяйственных построек, местные жители изготавливали самостоятельно. Редкое хозяйство обходилось без удобных корзин для овощей и рыбы, рыболовных снастей — вентерей, клеток для птиц — несушек, огромных чаконовых мисок, в которых хозяйки хранили муку, детских колыбелей, санок, дорожных сундуков и великого множества, нужных в доме вещей. Их разнообразие можно увидеть в залах музея истории донских казаков.

Такое широкое распространение промысла и разнообразие плетеной продукции обусловлено доступностью материала — заросли чакона, камыша, левады ив, располагались вдоль берегов Дона. Навыки и мастерство промысла передавались от отца к сыну, от деда к внуку.

Эти навыки

пригодились, когда в ст. Клетской была организована артель по изготовлению плетеных изделий из чакана и лозы. А что же такое артель? Артель представляла собой производственный кооператив в форме социалистического коллективного хозяйства, созданный на добровольной основе с обязательным трудовым участием членов и коллективной ответственностью. Для создания промысловой артели в селе требовалось как минимум 9 человек. Работали в артели в основном женщины. Сами заготавливали материал — рубили краснотал (лозу) и чакан, привозили на подводах, которые давало правление,  складировали. Заработок определялся количеством и качеством затраченного труда. Если случался простой, то никакой оплаты не происходило. По закону между членами артели делилось 20% прибыли, которая распределялась общим собранием.

Между тем дело это вовсе не легкое. Заготовку лозы ивняка производили ранней весной (весенний налив) или, если не снимать кору, поздней осенью (молодые побеги). Перед началом работы материал проходил обработку: лозу варили в чанах — котлах, ошкуривали, чакан резали лентами, подвешивали пучками, подсушивали. Снятие коры производилось при помощи специального инструмента, который называется щемилка. Складывали на хранение лозу небольшими пучками, а пучки — поленницей.

 

Плести можно было из цельных прутьев, расколотых плетей и лент. Перед расщеплением прутья держали несколько часов в воде. Расколотые на три-четыре части прутья называются шинами, а если только на две половинки, то — пластинами. Ленты получаются из шин при помощи строгания шофом.  Хранили прутья окоренные (то есть очищенные от коры) в закрытом, влажном, не очень холодном помещении.

В артели плели корзины разных размеров для рыбы и овощей. Делали также хозяйственные сумки — зембели. Плели этажерки, мебель, короба. В основном зале музея можно увидеть красивейшие кресла и стулья, сплетенные в Клетской артели.

Продукцию цеха продавали в станице Клетской, х. Перелазовском, Максарях, ст. Распопинской, на ярмарках, которые проводились два-три раза в году. Но, к сожалению просуществовала она недолго, в 30-х годах ХХ в. артель по плетению закрыли. Почему неизвестно.

 

Но с закрытием предприятия не умер народный промысел. Местные жители плели и до сих пор плетут для себя и на продажу корзины, сапетки, плетни, пользующиеся большим спросом.

В нынешнем веке мода на плетеные изделия вновь возвращается. Клетские жители плетнями декорируют уголки своих садов. Украшают дома плетеной мебелью. А  в праздник Пасхи несут освещать куличи и яйца в храм в корзиночках сделанных Клетскими умельцами. Жаль, что мастеров по лозоплетению теперь очень мало. Но казаки — трудолюбивый народ, надеемся, что промысел вернется на берега Дона, найдутся смельчаки готовые возродить ремесло, а к таким людям, да и к труду всегда было  и есть особое уважение, не зря гласит поговорка: «Казак — на все руки мастак».