КУПИТЬ БИЛЕТ В МУЗЕЙ
Музей истории донских казаков НОВОСТИ ХРАМЫ СТАНИЦЫ КЛЕТСКОЙ

ХРАМЫ СТАНИЦЫ КЛЕТСКОЙ

Первое упоминание о Клецком городке, положившем начало станице Клетской, относится к 1614 г. В 1672 г. станица уже существовала. Увы, история станицы имеет множество «белых пятен». Была ли церковь в древнем Клецком городке? Кто знает? Скорее всего, была. Может и название свое наша станица носит именно от архитектуры постройки этой церкви. Во многих городках были такие церкви, которые так и назывались — Клетские. Такая  деревянная  церковь  имела в основе прямоугольный сруб, по-нашему – клеть, потому и называлась Клетской. Все может быть. Но все это только предположения, об этом нам ничего, к сожалению, не известно.

А известно вот что. Как удалось выяснить из Нижне-Волжского Исторического сборника Царицынского генеалогического общества, в 1730 году в станице была построена деревянная церковь, во имя иконы  Божией Матери «Знамение», но просуществовала она не долго, всего 5 лет.  20 мая 1735 года она со всею утварью сгорела без остатка.

Ровно через 19 лет, 23 июля 1754 года, на ее месте казаками станицы из соснового леса была заложена новая церковь во имя Живоначальной Троицы. Строили ее 2 года  и освятили 26 ноября 1756 года. Известно, что в 1745 г. в Клетской было 82 двора, проживало 205 мужчин и 180 женщин. А в 1784 году, всего через 28 лет в Клетской было уже в три раза больше дворов — 231 двор, и почти в семь раз больше жителей -1304 мужчины и 1263 женщины. И естественно старая церковь не  вмещала всех желающих, была тесна для прихожан.

Тогда в 1784 году была построена новая церковь.  Церковь строили всем миром, с особым старанием,  на века, из дубового леса, на каменном фундаменте, с колокольней и освятили ровно через год — 3 июня 1785 года. По некоторым источникам это был деревянный шестикупольный храм, с колокольней,  построенный в традициях древнерусской архитектуры.

Сейчас уже трудно установить, что заставило Клетчан в третий раз менять место своего поселения. Кто-то говорит, что причиной стали частые наводнения, кто-то считает, что нашествие змей не давало людям житья на старом месте, что, конечно, маловероятно, потому как змей там до сей поры никто не видел.

И в  1808 году  станице было разрешено перейти на новое место, где она сейчас и находится, а старое поселение стало называться хутором Староклетским. Люди активно занялись переселением, обустройством новых подворий: ставили куреня, копали колодцы, строили мельницы. А храм Живоначальной Троицы еще целых 42 года оставался на старом месте.

И только в 1850 году церковь была перенесена в новую станицу и поставлена на кладбище. Она являлась бесприходной, потому как священника при ней не было. Почти сто лет церковь Живоначальной Троицы, как часовой, охраняла покой предков на Клетском погосте. При ней имелась деревянная сторожка с двумя комнатами, на каменном фундаменте, с железной крышей. Часовен не было.

Через три года после переселения, 26 августа 1811 года заложили фундамент новой каменной церкви, красивейшей архитектуры во имя иконы Знамения Божией Матери, однопрестольную, с высоченной колокольней. Такой красавицы нигде в округе на сотни верст не было. Есть легенда, что постройка этого храма планировалась в г. Новочеркасске, но архитектор проезжая наши края по пути в Новочеркасск притомился и решил немного отдохнуть в доме одного из казаков. Казаки народ хитрый сразу смекнули, архитектора подпоили, и план постройки церкви у него украли. Снарядили обоз с дорогими подарками к вышестоящему начальству, с прошением поставить эту церковь в станице Клетской. Руководство покумекало, да и согласилось, но с одним условием – ставить храм казаки будут сами, на свои средства и пожертвования. На том и порешили. Правда это или очередная казачья байка, точно, к сожалению, неизвестно. Но старожилы вспоминают, что деньги на постройку храма собирали, а также яйца — для замеса известкового строительного раствора, делалось это для прочности стен храма.

Освятили храм Знамения в 1817 году тщанием прихожан. Как повествует Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, (выпуск 3, стр. 83) — была она крепка, покрыта железом. Ограда вокруг ее из железной решетки на каменном цоколе. Престол в ней один, во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Жалования причту не положено. Земли при церкви нет. Каждый член причта получает от прихожан по одному казачьему паю, наравне с прихожанами, деловой земли в 6 и 1/2  десятин, а луговых паев у священника 2 пая, дьякон 1 и 1/2 пая и у псаломщика 1 пай. Качество земли средняя малоплодородная и раздробленная, пай разбит на 4-6 участков.  Пахотная земля или редко обрабатывается самими членами причта, или сдается в аренду по 2-3 рубля за десятину или остается под покос. Луговые паи или сдаются на 5-6 рублей за пай, или скашиваются самими членами причта.

Домов церковных не имеется, члены причта живут в домах собственных или на квартирах. Другие здания, принадлежащие церкви: церковно-приходская школа, в которой четыре комнаты, из которых одна служит сторожкой. Школьное здание деревянное, на каменном фундаменте, светлое, крытое железом, рассчитано на 60 учащихся, без квартиры для учителя.

Расстоянием церковь находится от консистории в 400 верстах, а от местного благочинного — 45 верстах. Ближайшие церкви: в станице Распопинской в 18 верстах, в хуторе Подпешенском в 15 верстах, в хуторе Евстратове в 17 верстах, в хуторе Ореховом в 15 верстах и в хуторе Манойлином в 30 верстах. Получаемые с причтовым капиталом обращаются в братскую кружку и делятся по положению между наличными членами причта.

В приходе, кроме церковно-приходской женской школы, открытой в 1885 году, имеются: двухклассное мужское Клетское училище, открытое в 1879 году, Клетское женское, 3 разряда, открытое в 1900 году, в хуторе Селивановом, открытое в 1905 году, в хуторе Меловском и  в хуторе Нижне-Затонском, открытые в 1910 году. Церковная школа помещается в доме церковном.

Православная  Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она несла испытания и во время советской власти. В 30-х годах ХХ в. стали снимать колокола и кресты  Знаменского храма, убрали железную ограду, сняли решетки с окон.

В 1932 г. она уже была в плачевном состоянии, а во время контрнаступления советских войск в 1942, была уничтожена полностью.

Такая же участь постигла и храм Живоначальной троицы. Сначала варварски разровняли могилы предков и из погоста сделали стадион для Клетской детворы, а в  1942 году, во время войны, и судьба церкви Живоначальной Троицы заканчивается трагически.

Освященная в 1756 году, просуществовавшая около двух веков, она  не избежала судьбы большинства православных церквей в тяжкие годы советской власти, была разобрана и использована советскими войсками в строительстве переправы через р. Дон. Храм закончил свое существование, и своим уничтожением послужил, как бы ни варварски это звучало, победе России над врагом.

 

Среди тяжких испытаний и великих искушений, постигающих Церковь, в станице Клетской православные жители пронесли веру через все испытания,  и в 1989 году, происходит величайшее событие для Клетской, возрождение православной души народа, регистрируется религиозное общество Русской Православной церкви в Станице Клетской. И именно в это время, не смотря на трудности,  покупается частное домовладение под застройку и начинается сбор средств на строительство Храма.

 

Новый Свято-Троицкий храм по улице Сазоновской был возведен под руководством Ивана Васильевича Ороса в течение двух лет. Иван Васильевич был родом из Закарпатья, человек глубоко верующий, снискал среди мирян искреннее уважение и поддержку.

Нельзя не вспомнить и первых строителей Свято-Троицкого прихода: это Филиппов П.Т., Селиванов М.В., Чуварова А, Бабкин П.П., Филиппов, Бондаренко Л.П., Глазунова В.Я. и многие другие. Именно они, проявив высочайшее смирение, составили фундамент будущего прихода.

 

 

 

 

Много активных прихожан и прихожанок всеми силами старались оказать помощь приходу. Кто-то писал в Епархию, кто-то расчищал участок под постройку, кто — то помогал стройматериалами, но по воспоминаниям прихожан все к кому бы ни обращались, помогали, кто, чем мог, и в основном — безвозмездно.

 

Прошло 30 лет. Возраст для прихода, прямо скажем, детский. И все-таки за это время сделано очень много. Храм преобразился, наполнился церковной утварью и иконами. При храме существует множество отделов, в том числе: отдел по социальному служению, отдел религиозного образования, церковно-приходская детская группа, работает молодежный отдел, при храме организован даже, так называемый, медицинский отдел и отдел больничного душепопечения, существуют информационный, миссионерский и просветительский отделы. Создан сайт, на котором размещается информация о приходской жизни и проведенных богослужениях. Выпускается газета. Растет с каждым годом число прихожан. Вот уже и храм Живоначальной Троицы становится тесен. История повторяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Также читайте