В фондах музея истории донских казаков есть коллекция живописи, в которую входят полотна и местных самобытных художников. Оказывается такой вид творчества, тоже имеет название — наивное искусство — и признан в среде живописцев.
Наивное искусство или искусство непрофессиональных художников нечасто попадает во внимание галеристов и арт-критиков, оно скорее востребовано в месте проживания художника, потому как отображает природу и местных жителей, быт и окружающую среду, передает колорит и настроение края. Однако работы наивистов, простые и открытые, могут быть не менее драматичны и художественно значимы, чем полотна признанных мастеров.
Наивное искусство — это творчество художников без
профессионального образования, которые при этом системно и постоянно занимаются живописью. В самом наиве можно выделить отдельные направления. Критериями оценки творчества таких художников обычно служат самобытность и качество их работ.
Наивное искусство существовало всегда. Наскальная живопись, палеолитическая скульптура, но выделение наива как самостоятельного течения изобразительного искусства произошло не одномоментно: этот процесс занял более века и завершился в конце XIX столетия. Пионером этого новаторского течения стал Анри Руссо, французский художник-самоучка.
Работы наивных мастеров часто объединяют атмосфера радости и восторженный взгляд на повседневную жизнь, яркий колорит и внимание к деталям, совмещение вымысла и реальности.
Каждый наивист формируется как художник в некой изоляции,
навсегда остается, замкнут в рамках собственных идей и
собственного стиля, и может всю жизнь работать с кругом вечных тем. Так, работы Олега Лаврищева 1980-х и конца 1990-х годов мало чем отличаются: похожие композиции, похожие герои, все то же восприятие действительности, близкое к детскому.
Его работа «Казачка» — это прекрасная иллюстрация женской доли на Дону, на ней изображена женщина которая, как бы, и коня на скаку остановит и в горящую избу войдет.
Картина «Парочка» — в этой работе тоже все понятно, поскольку художники наивисты стараются наиболее просто выражать волнующие их идеи, не углубляясь в символизм и скрытые смыслы. Казак уезжает, а казачка провожая его, смотрит с надеждой и любовью и уже ждет возвращения.
Пейзажи «Половодье», «Ранняя весна» и другие отображают
природу донского края. В этих работах художник концентрируется на одном мотиве или предмете, прописывая его более тщательно, лодка или дерево, озеро или дорога, а окружающий мир, как бы дополняет этот предмет.
Одно можно сказать точно, что казачий край всегда был богат и славен талантливыми людьми —творческими личностями, наделенными особым даром восприятия окружающего мира, которые благодаря своему прирожденному таланту славили землю на которой живут.