Еще одно ремесло, которым Клетские казачки занимались издревле, дошедшее и до наших дней – это пухопрядение и пуховязание — ажурное вязание на спицах из козьего пуха с самобытными узорами.
Ремесло пуховязания в Клетском юрте зародилось с давних времен. Славились Клетские мастерицы пуховязальщицы далеко за пределами своей станицы. Вязали ажурные платки, чулки, карпетки, варежки, шарфы и телогрейки.
Длинными зимними вечерами собирались в жарко натопленном курене рукодельницы, каждая со своей работой. Кто пух чешет, кто шерсть обирает, кто прядет, а кто вяжет. И при этом ведут неторопливую беседу, песни поют да судачат о том, о сем.
Донская коза — основа местного народного пухового промысла. Легенда гласит, что казаки войска Донского привозили с собой из походов горных коз. Скрещивали с местными дикими козочками. Считается, от этой пары и пошло современное поголовье коз на Дону.
Для создания шедевра из пуха необходимо было дождаться, когда пух на козе «поспеет» и начнет сам отходить.
В это время животных загоняли в теплое место и чесали, не стригли, а именно вычесывали.
Пух чешут с козы ручным гребнем. Собранный с козы пух сортируют по качеству, разрыхляя его и удаляя засоряющие примеси( колючки, траву, семена и другой сор).
После первичной обработки пух чешут специальными «ческами». Они представляют собой две деревянные прямоугольные щетки с ручками, в центре которых расположены частые и мелкие металлические зубчики. На одну щетку кладут клок пуха, а другой прочесывают его несколько раз, пока наиболее длинные волокна пуха не отделяться от короткого волокна и не улягутся параллельно, образуя пуховую мякоть, готовую для прядения. Прочесанный пух промывают в мыльной пене или в специально приготовленном растворе.
Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон, посредством их скручивания. Этот процесс называется прядением. В процессе прядения нужно вытянуть из бесформенной пуховой мякоти тонкую равномерную по толщине и достаточно прочную струйку из пуховых волокон. Эта струйка пуховых волокон напрядается на нить.
В давние времена пряли пряжу на веретено с помощью ручной прялки — это вертикальный стоячок с лопастью в виде лопатки, называемой «весельце», для привязывания кудели, соединенный с горизонтально расположенной дощечкой – «донцем», на которое садилась пряха. Принцип работы на ручной прялке таков: кудель привязывалась к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить; надо обладать изрядной долей терпения и ловкостью рук, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи.
Поэтому прясть девочка начинала очень рано, еще на детской пряслице, чтобы успеть приготовить себе приданое. «Не ленись прясть, хорошо оденешься»
Конечно, большим подспорьем была самопрялка, совсем непохожая на ручную. Самопрялка имеет более сложную конструкцию, заменяющую веретено — ось, на которой закреплены катушка и рогулька; они связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями; прялка имеет одну или две педали для вращения колеса. Когда пряха приводит в движение колесо, рогулька начинает быстро вращаться и скручивает ровницу в нитку. Затем нитка наматывается на катушку, которая вращается с меньшей скоростью. Производительность труда налицо, но поначалу самопрялку на Дону использовали очень немногие — такие прялки были очень дороги, но пряжа с прялки оказывалась лучше, ровнее и работать на ней удобнее, быстрее и легче.
Самопрялка в свою очередь классифицируется на вертикальную и горизонтальную.
После прядения пряжу сматывают в мотки. Замачивают в мыльном растворе при температуре 30-40 градусов, используя специальное моющее средство для шерсти и пуха. При последнем полоскании в воду добавляют столовый уксус (две столовые ложки на 10 литров воды). Мотки пряжи отжимают не выкручивая, встряхивая и сушат в подвешенном состоянии.
Пуховые платки вяжут двухизнаночной гладью на двух стальных чулочных спицах. При изготовлении уникальных изделий требуется, чтобы весь платок был связан одной мастерицей. Готовое изделие стирают. C XIX – начала ХХ вв. до наших дней дошли два основных элемента вязки – «пряники» и «паутинка». Иногда мастерицы в своих работах варьируют эти основные элементы.
В 1960-70-e гг. в Волгоградской области получили широкое распространение такие элементы узоров, как «кленовый лист», «ландыш» и «перо павлина». Из шерсти козы получаются прекрасные головные платки, шарфы и шали, изделия верхнего трикотажа, кофты, безрукавки, носки, варежки, перчатки.
В нашем музее хранится очень много предметов для обработки пуха и изделия Клетских рукодельниц: Елатонцевой Валентины Тимофеевны, Гладченко Зинаиды Трофимовны, Прониной Надежды Валентиновны, Лидии Тимофеевны Сауткиной. Во время всего учебного года проходят мастер-классы для учащихся школ. Ребята с удовольствием знакомятся с ремеслами бытовавшими на Клетской земле, принимают участие в обработке, прядении, чесании пуха. А это значит, что ремесло живо, кто-то из них продолжит развивать старинное мастерство и передаст его своим потомкам.