Версия для слабовидящих
DSCN5234

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО.

Прошло всего несколько десятилетий, а жители ст. Клетской, некогда славившейся своими гончарами на весь Усть-Медведицкий округ, забыли и ремесло гончара, и названия гончарных изделий, которыми пользовались их предки. Да и практически перестали использовать глиняную посуду  в быту.

Когда в Клетском юрте появилось гончарное ремесло, старожилы не помнят. Знают только, что горшками да махотками местные жители не один век пользовались и что за глиной в соседние селения не ездили.

Экспонаты, выставленные в основном зале музея, позволяют судить о том, что история гончарного ремесла станицы уходит своими корнями в  древнейшие времена, когда человек научился обрабатывать глину. Толчком, конечно, послужила жизненно необходимая потребность в емкостях и наличие легкодоступного материала. Все эти глиняные изделия, найденные в курганах и могильниках на территории Клетского района и им не одна тысяча лет.

Как можно заметить, первоначально это были толстостенные неказистые сосуды, слепленные от руки, с неровными краями, кривыми стенками и осыпающимся верхним слоем, но уже украшенные примитивными рисунками.

С развитием гончарного ремесла технология изготовления глиняных изделий совершенствовалась, появились различные добавки и секреты замеса глиняного теста, приемы обжига и формовки, разнообразились формы изделий, элементы украшения.

Гончарство на берегах Дона в казачьих поселениях получило большое распространение, это обуславливалось наличием легкодоступного сырья — глины. Клетская земля и близлежащие хутора богаты залежами качественных обычных и каолиновых глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой.

В начале ХХ в. в Клетской организовали артель по изготовлению глиняной посуды. Просуществовала она недолго, до 30-х годов ХХ в. Возможно, что экспонаты, хранящиеся в музее именно из этой Клетской мастерской.

 

 

 

 

 

 

 

  В старину для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики, до половины находящиеся в земле и состоящие из двух комнат: сеней для сушки посуды, и  мастерской. Там же находилась яма, в которую засыпали глину. Глину в течение  нескольких дней замачивали, затем основательно месили, чтобы она была мягкой и эластичной.

Формировали посуду  «вытяжным» способом на  ножном гончарном круге. При этом  способе  гончар брал глиняный ком сразу на весь сосуд и, положив на гончарный круг, вращал  его, вытягивая руками из глины изделие нужной формы. Готовые горшки просушивали, а потом  обжигали в горне,  вырытом в земле. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров.

Искусные мастера делали      обливную (глазурованную) и не обливную глиняную посуду: корчажки (вертикально вытянутый бочковатый сосуд с широким  горлом), макитры (большой горшок), махотки (низкий кувшин с широким горлом), кувшины (вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой), квасники (бочкообразный сосуд с носиком, положенный на бок), свистульки (игрушки-«петушки» для детей) и чашки. Керамическая посуда не только продавалась, но и менялась на хлеб, молоко, мед, яйца.

В казачьем быту глиняная посуда занимала значительное место:  ценились, прежде всего, ее практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, она придавала особый вкус сваренной в ней пище. В больших горшках мочили тёрн, откидывали кислое молоко. В махотках хранили топлёное коровье масло, собирали каймак.

Постепенно, с течением времени технология усложнялась, появлялись новые приемы очистки и замеса глиняного теста. Теперь уже для того чтобы изготовить гончарное изделие, глина должна  была пройти несколько этапов обработки. Сейчас многие гончары тоже используют такую технологию. Добытую глину сначала складывают в ком или пластами и поливают водой, чтобы она размокла. Позже глиняную массу выветривают или вымораживают (в зимнее время), это делается для разрыхления. Потом вновь поливают водой, режут на части, мнут и высушивают, пока глина не становится однородной массой. После высыхания глину разбивают колотушками или молотками, чтобы ее было удобнее измельчить в мельницах. Мельницы представляли собой вид жерновов, которые протирали глину до состояния муки. Это делалось для того, чтобы разбить крупные песчинки, которые не измельчились, оставались в сите, через которое все просеивалось. Затем измельченную глину «отмучивали», то есть промывали водой.

Приспособление для «отмучивания» представляло собой три деревянные емкости, соединенные между собой желобками. В самый верхний резервуар кладут глину и пускают в нее сильную струю воды, которая увлекает за собой мелкие частички глины и песка по желобу через резервуар. Грубые и крупные частички остаются в резервуаре. Песок осаживается в резервуаре, а чистая глина течет в резервуар и там остается. После глине дают отстояться. Ее достают и дают подсохнуть.

  Когда глина готова к использованию, гончар садится на скамейку, надевает фартук, кладет в центр круга ком глины. Гончарный круг – это станок для формовки глиняной посуды. Древнейший гончарный круг вращали рукой; более совершенный имел внизу маховое колесо, вращаемое ногами. Гончар охватывал глину руками, упирался левой ногой в подножку, а правую переставлял последовательно, как бы переступал по нижнему кругу, тем самым приводя его во вращательное движение. После того, как посуда готова, ее срезали с круга суровой ниткой и ставили для сушки на полки. После этого изделие подлежало просушиванию, затем его замывали. При замывке изделие обтирается влажной тряпкой, как бы стирается пыль, при этом все шероховатости, заусеницы, неровности размываются водой и исчезают. Эта операция требует особой аккуратности, так как можно сломать изделие, ведь до обжига оно очень хрупкое.

Теперь все готово для обжига. Изделие нужно поставить в печь. Печь топится дровами. Температура для обжига доводится до 1500º. Для посуды, которая предназначалась для жидкостей, использовалась глазурь (стекловидное защитно-декоративное покрытие, закрепленное обжигом, оно бывает прозрачным и непрозрачным, бесцветным и окрашенным). Глазурью покрывались изделия до обжига. Наносилась она обмакиванием или посыпанием.

Гончарное ремесло едва не оказалось таким же хрупким, как и сама глиняная посуда.  Несколько десятилетий назад многими объявленное умершим и музейным гончарное ремесло вновь возвращается. Нашлись люди, которые из множества новейших увлечений выбрали старый как мир, измазанный глиной гончарный круг, и которые в разных уголках страны возрождают старинный промысел. Глиняные горшки, тарелки и корчаги снова возвращаются на кухни донских казачек. А Клетская детвора с удовольствие лепит из глины горшочки и забавные фигурки в нашем музее.