В музее истории донских казаков хранится коллекция православных икон, старинных книг, складней и крестов. В любой станице на Дону не было куреня без святого угла, потому и в нашей казачьей горнице первое, на что обращают внимание посетители – это угол где собраны иконы почитаемые казаками. В старину если в курень заходили гости, первым делом крестились возле икон. Да и возводить жилище начинали с восточной стороны, где впоследствии располагался домашний иконостас, сразу встраивая в стены полочки для размещения святых образов.
За несколько дней до новоселья обязательно приглашали священника, чтобы тот осветил помещение. Заказывали специальный стол-угольник, где на накидке располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники. По давнему обычаю, когда подходил срок службы, отец с матерью снимали из святого угла икону: образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника и благословляли ею молодого воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца или зашивали в одежду маленькую иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.
Когда казак возвращался, в доме был настоящий праздник. Родители спешили переодеться в нарядную одежду и выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением. Икону возвращали на прежнее место, а рядом с ней теперь висел казачий медальон.
Позже в этом углу появится красивая шкатулка с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походную иконку отца получал сын, отравляясь на службу.
Так святой угол простого куреня становился началом истории рода, семьи, где жизнь казака переплеталась с историей страны.
Многие выдающиеся подвижники православия, причисленные к лику святых, вышли из рядов казачества. Это и герой русских былин «старый казак» Илья Муромец, под конец жизни, ставший смиренным иноком Киево-Печерской лавры, и знаменитый святитель митрополит Дмитрий Ростовский (в миру – казак Даниил Туптало), составивший знаменитые Четьи-Минеи, и святитель Иосиф Белгородский. Особым почитанием пользовалась у казаков Матерь Божья. Ее святые иконы – Донская, Казанская, Табынская – считались покровительницами казачьих войск. День Покрова Пресвятой Богородицы был общеказачьим праздником, днем всех казачьих войск. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству. Из святых казаки более всего почитали Архистратига Божия Архангела Михаила – предводителя небесного воинства, Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Алексия – Божьего Человека и святого благоверного князя Александра Невского. Кроме них, в каждом казачьем войске были «свои», местночтимые святые. Иконы этих святых обычно и составляли иконостас казачьего куреня.