[bvi text="Версия для слабовидящих"]
img12

МЕБЕЛЬ В КАЗАЧЬЕМ ИНТЕРЬЕРЕ

У современного человека, интересующегося свей историей, возникает естественное желание узнать: а что было в прошлом, в каком мире жили наши предки, какие вещи их окружали, в чем они их хранили, на чем сидели и спали, какая мебель и какой формы была в доме, и каково было ее разнообразие? Все в совокупности это характеризует уровень культуры и жизненный уклад общества. Ответить на эти вопросы помогает изучение специальной справочной литературы, документальные источники, а также старые фотографии, картины, и, конечно же, общение с местными жителями.

В XVIII в. земли донских казаков вошли во внутренние границы Российской империи. Но их хозяйственно-бытовой уклад заметно отличался от русского. В энциклопедии «Русская изба» отмечается, что из всего многообразия типов русских жилищ, большим своеобразием отличались курени донских казаков. Они не похожи ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Это дома городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением: высокие, двухэтажные, квадратные в плане, здания, под четырехскатной крышей и галдареей. В зависимости от состоятельности семьи, в казачьем доме насчитывалось от трех до пяти комнат. Казаки были верующими, набожными людьми, и в каждой комнате дома, в кухне, спальне, зале, висели иконы. Как правило, святой угол располагался в левом углу по диагонали, от входа в жилище.

Первой комнатой при входе в курень была кухня и столовая одновременно. Комната условно делилась на две половины: чистую и грязную. В низовых станицах эту комнату называли «комнаткой», в верховых – «стряпная» В комнате была печь, получившая название «голанка» Здесь хозяйка готовила, стирала, гладила, чистила посуду.

Вдоль стен, из мебели стояли лавки, на которых сидели и спали, табуреты, самой простой формы – широкая доска, с четырьмя ножками. К стене подвешивали посудную полку, с кухонной повседневной посудой. В углу стояла горка или грубо сколоченный постав, со столовой, чайной и кофейной посудой. В центре комнаты был установлен большой обеденный стол, где вся семья собиралась завтракать, обедать, вечереть. Неподалеку от обеденного стола, на «чистой» половине стоял деревянный диван, рядом висела люлька – «зыбка»

В передней комнате был еще один стол, располагался он ближе к печи, получивший название на Дону – стол — «конторка» Стол был закрытым, с двумя дверцами впереди. Внутри стола пространство было разделено широкой поперечной полкой. В этих двух отсеках, хозяйка хранила кастрюли, миски, тазы, сковороды. Столовые приборы, вилки, ложки, ножи, кусачки для сахара, хранились в выдвижном верхнем ящике, расположенном под столешницей.

Простой набор мебели, который мы видим в интерьере казачьей кухни, бытовал в жилище еще древних египтян.

В любую эпоху, большая часть домашней обстановки, состояла из простых предметов обихода и во все времена несла в себе две главные функции – утилитарную и эстетическую.

В кухне, в спальне, зале, стоял сундук и везде занимал особое место. Количеством сундуков исчислялся достаток хозяев.

В зависимости от комнаты, в которой он стоял, имел свое назначение. Обязательно сундук давали в приданое невесте. В жилых комнатах куреня, сундуки покрывали яркими лоскутными одеялами, домотканой дорожкой – «дерюжкой», на нем спали и использовали для хранения одежды, постельных принадлежностей, и даже посуды. Если снаружи сундук был полностью обит металлическими листами, его использовали для хранения зерна и корма для животных. Кроме массивных деревянных сундуков, в казачьем быту встречались и плетеные из лозы, «дорожные».

 Смежной комнатой с передней, в казачьем курене была спальня. Комната была небольшая, но очень уютная. Здесь спали глава семейства с супругой. У стены стояла деревянная кровать, называвшаяся «полуторка». В казачий быт, деревянная кровать входит со 2-й пол. XIX в. У изголовья кровати, к потолку подвешивалась люлька – «колышка»

Детям категорически запрещалось заходить в родительскую спальню и залу, садиться, ложиться на кровать, и тем более, играть там.

На стене у кровати, висел узорчатый ковер. В казачьем интерьере бытовали и русские, и восточные ковры. На коврах, казаки развешивали трофейное оружие.

В спальне висело небольшое настенное зеркало, под ним стоял пристенный столик. Напротив кровати, у стены стоял сундук.

Главной комнатой в казачьем курене была – зала, другое название — горница. Главное место в интерьере залы принадлежало горке. Она была неотъемлемой частью казачьего интерьера. Как вид мебели горка появилась в конце XVIII в. благодаря голландским мастерам – мебельщикам. Представляла собой шкаф, состоящий из двух съемных частей. Низ горки был закрытым, как у стола – «конторки»  или комода. Верхняя часть, застекленная с трех сторон, с одной или двумя дверцами впереди. В верхней части горки была выставлена красивая, очень дорогая, «гостевая посуда» Здесь стояла фарфоровая столовая, чайная, кофейная посуда, блюда, соусники, стеклянные стопки и рюмки. Только по великим праздникам, в особых случаях, дорогим гостям, хозяйка подавала на ней угощение.

В центре залы стоял стол, покрытый белой скатертью. Вокруг стола расставляли стулья. Для зажиточных казаков характерны и венские стулья и деревянные с кожаными вставками или мягкой обивкой, точеными спинками. В зальных интерьерах казаков – середняков, в основном, венские. Вообще  для Дона характерно большое разнообразие форм стульев. Венская мебель была представлена кроме стульев креслами, диванами, столами.

В казачьем зале главной из мебели была и «парадная» деревянная кровать, застеленная пуховой периной, несколькими одеялами и покрытая покрывалом с подзором. С двух сторон, рядом со спинками, горкой устанавливали друг на друга, 3-4 подушки разной величины. И вся эта красота покрывалась прозрачными накидками. В 30-х гг. ХХ в. деревянная кровать была вытеснена металлической. Но принцип убранства «парадной зальной» кровати сохранялся у наших бабушек до 1980-х гг.

Невозможно представит казачий интерьер без еще одного важного гостя – комода, появившегося под влиянием городской культуры в к. XIX – н. ХХ вв. Этот вид крупногабаритной мебели в XVIII в. был изобретен мастерами мебельщиками в Италии и Франции, чуть позже, в Англии. Все же мода на комоды по миру пошла от Франции.

По длине комоды всегда больше, чем по высоте. Конструкция включала вверху двух небольших, ниже трех больших выдвижных горизонтальных ящика. Каждый ящик имел фурнитуру: внутренние замки и фигурные ручки. Кстати, такая фурнитура характерна и для другой крупногабаритной мебели: горки, сундука, шкафа, буфета.

В комодах хозяйки хранили одежду, пастельные принадлежности и другие предметы. Верхняя крышка покрывалась обычно белой кружевной вязаной скатертью. Там ставились семейные фотографии, мелкие декоративные украшения, небольшое зеркало. Здесь же, на комоде могла стоять керосиновая лампа с абажуром.

Поскольку комод был тяжелым, громоздким, и занимал довольно много места, его при обустройстве комнаты ставили вплотную к стене, где он и занимал свое постоянное почетное место.

Кроме небольшого накомодного зеркала, в простенке залы, висело зеркало большое, в деревянной раме, с резным навершием. Внизу стоял небольшой пристенный туалетный столик. В казачьих интерьерах зеркала стали появляться со 2-й пол. XIX в. Такое сочетание привело, к появлению разновидностей данного вида мебели. Перед революцией, в домах зажиточных казаков появляется мебель фабричного производства, пользующаяся массовым спросом: буфеты, комоды, шифоньеры, столы и стулья, диваны, кресла, гарнитуры, зеркала и этажерка. Казачки очень любили свои дома и содержали их в идеальной чистоте. Дополнительный уют создавало большое количество комнатных растений: фикусы и олеандры стояли на полу, в больших кадках, в простенках дома.

Простую мебель: табуреты, лавки, скамьи, а также некоторую деревянную посуду, мог изготовить и сам мастеровой хозяин, с помощью ножа, пилы, топора.Многие казаки так и делали, мебель изготавливали своими руками. Никакой сложности для станичного жителя не составляло сколотить лавку или табурет. Но были мастера славившиеся на всю округу.  В нашей  станице проживал местный житель, Цырков Филипп Филиппович  1886 года рождения. Он был мастером – краснодеревщиком. Самостоятельно изготавливал комоды, стулья, столы, тумбы, шифоньеры, чинил мебель. Уникальная коллекция предметов сделанных этим мастером хранится в фондах музея.