Версия для слабовидящих
46106 - 17360887-m750x740

КАЗАЧЬЯ «СПРАВА»

Шапка, шашка и нательный крест у казаков являются наиболее оберегаемыми элементами казачьей «Справы». Их казак может потерять только со своей головой.

 

 «Справа» (понятие) – это снаряжение для несения службы казаками, которое приобретается за свой счет. У казаков «Справа» – это не только набор необходимых для службы вещей, но и особый, часто ритуальный смысл, которым они наделяют вещи. Кроме этого, «Справа» у казаков – это не только военная форма одежды, конь и оружие, но еще шире – это казачья нравственность, духовное состояние, бытовой и хозяйственный уклад жизни.

      Одежда

Казак ценит одежду не за её стоимость, а за тот внутренний духовный смысл, которым он её наделяет.

Одежда для казака – вторая кожа. Поэтому казак никогда не одевает трофейной одежды или одежды с убитого.

Крестильная рубашка. Одежда (нательная) – в которой крестили казака. Хранится в семье казака вместе с прядью волос, срезанных с головы казака в возрасте до 1 года. После смерти казака подлежит сжиганию.

Мундир

Верхняя парадная форменная одежда, при которой полагается ношение погон, орденов, крестов, медалей и других знаков отличия. С 1907 года имеет для всех чинов одинаковый покрой по образцу офицерского кителя.

Шаровары

Штаны с нашитыми лампасами. Цвет штанов определяет принадлежность к казачьему войску. Лампасы на штанах – есть символ казачьей независимости, по цвету лампас – также определяется принадлежность к казачьему войску. У донцов, сибиряков и енисейцев – алого цвета; уссурийцев, забайкальцев и амурцев – желтого цвета; оренбуржцев – светло-синего (василькового) цвета; уральцев – малинового цвета.

Шапка (папаха) и фуражка – головные уборы

Элемент особого поклонения, гордости и почитания казака. Снимается только во время молитвы в церкви, присяги, молебна, выступлений на Кругу перед казаками, а также при разговоре с женщиной преклонных лет. Цвет околыша фуражки и верха папахи означает принадлежность к войску. У сибирских казаков – алого цвета. В бытность в папаху вшивалась какая-либо священная реликвия, и казак в степи, походе, на войне ставил папаху на воткнутую в землю шашку и молился на зашитую в папахе реликвию – образок.

Сбитая с головы шапка (папаха) считалась смертельным оскорблением казака, вызов на поединок.

Башлык

Капюшон, который носится в холодное время поверх головного убора или как воротник на шее. Башлык, завязанный концами на груди, означал, что его хозяин отслужил службу. Если концы башлыка перекрещены на груди – это означает, что казак следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

Бурка

Безрукавная плащ-накидка из грубой шерсти или войлока. Носится поверх мундира.

Шашка

Рубяще-колющее холодное оружие, однолезвенный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым передним концом. Шашка является символом всей полноты власти. Передавалась по наследству от деда внуку, когда старик менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников по мужской линии, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершего казака. В Храме во время слушания Евангелия шашка наполовину обнажается, что означает готовность казака стать на защиту Христианства.

Первые образцы оружия, напоминающего по конструкции шашку, датируются XII-XIII веками, однако само слово «шашка» и её письменное описание встречаются лишь в 1625 году.

Родиной шашки неоспоримо является Кавказ. Она появилась в народе адыгов (черкесов), и со временем была перенята кубанскими казаками, откуда продолжила свое шествие. Какое-то время шашка оставалась характерным оружием казачьих частей, но постепенно теснила саблю как основное кавалерийское оружие Российской армии. В XIX веке шашка была принята на вооружение уже как уставное оружие во всех кавалерийских частях за исключением лишь гусарских полков (они продолжали использовать традиционные для гусар сабли). К тому же, шашка стала уставным оружием жандармерии и полиции, и офицерского состава всех родов войск.

Так простота и удобство шашки проложили ей дорогу сквозь долгие века. Она стала последним длинноклинковым оружием массового применения в военной истории.

Казачья нагайка

Относится к оружию ближнего боя. В повседневной жизни символ власти и достоинства полноправного строевого казака. В доме казака должна висеть на левом косяке двери. В качества знака полной покорности и уважения может быть брошена к ногам пришедшего гостя или старика, который обязан её поднять и вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность хозяина ему не угодна, за какие-то грехи и провинность он не прощён, что следует ожидать разборок.

Нагайка — это твердая мощная плетка, которой можно управлять лошадью, либо применять в бою.

Раньше они делались из кожи крупного рогатого скота, причем кожа все время должна была быть влажной. Начинали процесс изготовления с рукояти, вставляли в неё волос или палку, которые оплетали кожаными ремешками.

Слово нагайка появилось на основе древнеарийского слова из санскрита: «нага» на арийском означало «змея». Нагайки плетут из тонкой кожи, в обычном состоянии она действительно имеет схожесть со змеей, свернутой в кольцо, а в боевом может смертельно ужалить.

Более логично выглядит другая, довольно прозаичная, «российская» версия происхождения названия «нагайка» – это всего лишь видоизмененное слово, произошедшее от наименования северокавказской народности, ногайцев.

О происхождении этого оружия до сих пор спорят историки. Известно одно: оно очень древнее, возможно одно из первых. Сегодня нагайка тесно связана с историей российских казаков. Нагайка – это не только обязательный атрибут казачества, средство для защиты в бою и управлению конем, но и особый символ чести и мужества. Если нагайку преподносили в качестве подарка, это показывало особое отношение дарящего, проявление высочайшего уважения.

Нагайка считается не только красивым атрибутом, надежным оружием для самообороны, но и показателем вашей мужской состоятельности и значимости. Казаки верили, что владелец нагайки обладал особой силой.

Будет ли это орудие предметом жестокости и издевательств над более слабым или наоборот, предметом гордости, чести и достоинства, зависит только от ее владельца. Хозяину нагайки необходимо помнить о славной истории казачества, и тогда она будет находиться в надежных руках.

Казачья папаха

Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.

Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок.

Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.

Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.

Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.

Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».

Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным».

В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.

Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны».

Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».

В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.

За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.